Аналітика

Від Інквізиції до комплексу провини

29 Грудня 2010, 13:23 2886 Антон Бондарєв


Перебуваючи нещодавно на досить поважній релігієзнавчій конференції в одному з ВУЗів м. Харкова, я виступав з доповіддю, присвяченою стереотипам стосовно РКЦ (Римо-Католицької Церкви). По завершенні мого виступу присутні фахівці-релігієзнавці (серед яких були і магістри, і дипломовані кандидати наук з викладацьким стажем) почали ставити мені запитання на кшталт:

 

— Як Ви можете захищати інквізицію? Ви не читали книгу «Молот Відьом»?

— Як Ви можете захищати інквізицію? Адже Ваш Папа Римський покаявся за неї та просив пробачення!

— Ми, дипломовані релігієзнавці, знаємо про існування інквізиції, а ваші подробиці нам не цікаві…

Зауважу що це казали ті, хто має фахову вищу освіту, очолює релігієзнавчі наукові організації, викладачі релієзнавчих курсів, майбутні автори підручників для шкіл та ВУЗів…

Цікаво, а що знають про Інквізицію самі католики латинського обряду? Чи може і досі відчувають комплекс провини та з соромом опускають додолу очі? І звідки україномовні та російськомовні католики латинського обряду можуть взагалі дізнатись про Інквізицію?

Тож, про джерела…

Католицькі сайти

На українських інтернет-ресурсах РКЦ особисто я не знайшов нічого. Цікава річ: пишемо про все, що завгодно, а от про образливі стереотипи стосовно Матері Церкви якось не пишеться… Хоча, можливо, це результат довільної інтерпретації припису «підстав праву щоку».

Католицькі видавництва

На скільки мені відомо, ані провідні видавництва РКЦ («Кайрос»), ані видавництва УГКЦ (а вони більш потужні, наприклад «Свічадо») не переклали ЖОДНОЇ наукової праці католицького автора стосовно Інквізиції.

Книжкові магазини та книжкові інтернет-сайти

Відвідав один з найпопулярніших книжкових сайтів http://www.infanata.com/, щоправда, російськомовний. Ввів у пошук слово «Інквізиція». Ось викладаю результат мовою оригіналу:

Жан-Мишель Сальман «Ведьмы – невесты дьявола»

От издателя

Около середины XV века Европу охватывает пламя костров. Инквизиция сжигает на кострах людей. Но чаще охваченными чудовищным пламенем оказываются женщины . «Ведьмы – не кто иные, как невесты дьявола», – об этом твердит молва. Судьи, гражданские и религиозные, это подтверждают: «Они принимают участие в шабашах, наводят порчи, сеют болезни и смерть». В течение двух веков велась ожесточенная охота на ведьм, тысячи женщин были изобличены в пособничестве дьяволу и сожжены заживо. Лишь в конце XVII века были услышаны голоса, взывающие к милосердию, и постепенно потухли последние костры.
Жан-Мишель Сальман анализирует феномен колдовства в историческом аспекте, исследует громкие судебные процессы над ведьмами – как знать, вымышленными или вполне реальными?..

Филип Шафф «История Христианской Церкви. Том 5. Средневековое Христианство 1049-1294 гг.»

Аннотация

В этот период учреждается инквизиция, считающая гонения на евреев и еретиков своим божественным правом и воплощающая его в ужасных сценах пыток и кровопролития. Это период яркого света и глубоких теней, сильной веры и диких страстей, аскетического самоотречения и чувственных излишеств, христианской преданности и варварской жестокости.

Кристофер Найт, Роберт Ломас «Второй мессия. Великая тайна масонов»

От издателя

Трагическая судьба этого человека во многом повторила земной путь Иисуса Христа. Так же, как Иисус, он хранил знание об истинной вере, искаженной предшественниками, и пытался нести его в мир. Он так же был подвергнут жесточайшим пыткам и распят. Его смерть, как и смерть Христа, стала легендой и причиной возникновения современной «катакомбной церкви». Наконец, вполне возможно, что именно его образ запечатлен на знаменитой Туринской плащанице…
Изыскания авторов охватывают огромный временной промежуток – от Христа и разрушения Иерусалимского храма до наших дней. Загадочное братство «Rex Deus» и орден тамплиеров, масоны и священная инквизиция, крестовые походы и тайна появления нерукотворного образа на Туринской плащанице – все это является элементами грандиозной мозаики, которую кропотливо составляют авторы, открывая читателю новые аспекты и поразительные событийные взаимосвязи, переворачивающие сложившиеся представления об истории христианской церкви.

И. Р. Григулевич «Инквизиция»

Сотни тысяч жертв, среди которых выдающиеся ученые, художники, политические и общественные деятели своего времени, насчитывает мрачное порождение католической церкви – инквизиция. Теологи «оправдывают» злодеяния инквизиции произволом отдельных деятелей церкви или своеволием светских властей. Так ли это? В книге члена-корреспондента Академии наук СССР И.Р.Григулевича освещается подлинная история инквизиции.

Бейджент М., Ли Р. «Цепные псы церкви»

Эта книга рассказывает об инквизиции в прошлом и в наши дни. Майкл Бейджент и Ричард Ли убедительно демонстрируют, какими «иезуитскими» способами католическая церковь распространяла свое влияние, жестко контролируя сакральную информацию и беззастенчиво манипулируя идеями, которые угрожали основам ее деятельности. Она всегда настойчиво требовала беспрекословного послушания от своих прихожан, используя широкий набор средств воздействия – от анафемы и Индекса запрещенных книг до откровенного насилия и махинаций со священными реликвиями. Методология запугивания и контроля, отточенная «цепными псами Ватикана», оказалась так эффективна, что в свое время ее охотно взяли на вооружение гестапо и НКВД.
В фокусе интереса авторов – борьба инквизиции с катарской ересью и тамплиерами, масонством и розенкрейцерами, иудаизмом и исламом. По мнению исследователей, инквизиция и родственные ей организации, «ватиканские секретные спецслужбы», представляющие значительную силу в западном мире, до сих пор активно используются церковью в борьбе за мировое господство – как духовное, так и политическое.

Ну і так далі, і тому подібне… У книжкових магазинах те ж саме… Пам’ятаю, як вразила мене свого часу книга «Таємниці Інквізиції», яку менеджери книгарні вважали одним з хітів продажу…

Чи не ображає нас, католиків латинського обряду, такий бруд? Адже сьогодні навіть наше, далеко не досконале законодавство, дає можливість подати до суду за подібну літературу як таку, що ображає релігійні погляди віруючих…

Система стереотипів стосовно Інквізиції настільки тісно пов’язана з менталітетом нашого суспільства, що у одній з соціальних мереж Інтернету 272 людини «вважають себе» Інквізиторами, і іменуються: «Саша Інвізитор», «Толян Інквізитор» тощо. Груп зі словом Інквізиція у той же соціальний мережі — 1 368… У цих випадках слово «Інквізиція» інтерпретується представниками цієї мережі як синонім слів – жорстокість, кровожерливість, садизм. збочення репресії тощо.

Тепер кілька слів щодо основних груп стереотипів стосовно Інквізиції:

1. Книга «Молот Відьом» – аргумент стосовно злочинів Інквізиції

2. Папа Римський привселюдно покаявся за Інквізицію

3. Інквізиція була механізмом для переслідування вчених

Тож, розпочнемо наші нариси.

Книга «Молот Відьом»

Рукопис «Молота відьом», автором якого є монах з ордену Домініканців Генріх Крамер, було закінчено в 1487-му році. Книга ця ніколи не визнавалася Католицькою Церквою, а в 1490-му (!) році була офіційно заборонена цєю ж Церквою. Друкувалася неодноразово, але, як правило, без даних друкарні, і часто використовувалася протестантами. Пізніші ж видання взагалі були англійськими. Таким чином, «Молот відьом» – типові «Протоколи Сіонських мудреців» або ж навіть «Велесова книга» свого часу. У сучасне видання «Молота відьом» варто було б під тією ж обкладинкою включити аналогічне протестантське керівництво «Про кримінальні закони» Бенедикта Карпцова для паралельного вивчення і зіставлення. Книга Саксонського протестанта Карпцова ніким не заборонялася, та й сам він активно нею користувався. Перебуваючи законодавцем Саксонії, Карпцов скріпив своїм власноручним підписом 20000 смертних вироків, з них 3000 у справах про чаклунство. Згодом (1490 р.), за застосування неадекватних засобів дізнання був засуджений Інквізицією і сам Крамер. Книга ж його ніколи не була затверджена жодними церковними структурами, і Інквізицією не використовувалася. Ще в 70-і роки 15 ст. самого ж автора Генріха Крамера було засуджено до тюремного ув'язнення судом Ордена Домініканців за висловлювання проти імператора, але генерал Ордену вирок призупинив.

У 1482 році Крамер викрав гроші, зібрані домініканцями на боротьбу з турками. У 1490 році Крамер знову потрапив під суд Ордену. Його звинувачували у порушенні судових процедур…

Особливо примітним є те, що протестанти, які всюди обливали брудом
Інквізицію, вважали «Молот відьом» авторитетом і законом у всьому, що
стосувалося відьом.

«Покаяння Папи»

12 березня ювілейного 2000 року, в першу неділю католицького Великого Посту, Папа Йоан Павло ІІ очолив у Ватиканській базилиці чин покаяння за гріхи, скоєні чадами Церкви за дві тисячі років християнської історії.

Цей документ у перекладі українською мовою на жаль в Інтернеті не знайшов, тож ось посилання для тих хто зацікавиться ознайомитись з ним російською: http://www.www.agnuz.info/holy_material.html?id=316 .

У цій Проповіді він каже:

«Як Наступник Петра, я просив, щоб «у цей рік милосердя Церква, сильна святістю, яку одержує від Господа, схилила коліна перед Богом і благала Його про прощення минулих і нинішніх гріхів її чад(виділення моє. – А. Б.)». Нинішній день, перша Неділя Великого Посту, видається мені слушною нагодою для того, щоб Церква, зібравшись духовно навколо Наступника Петра, молила Бога пробачити гріхи всіх віруючих. Пробачаємо і просимо вибачення!

Цей заклик спонукав церковну спільноту до поглиблених і плідних роздумів, підсумком яких став нещодавно опублікований документ «Пам'ять і примирення: Церква і гріхи минулого», складений Міжнародною богословською комісією. Дякую тим, хто брав участь у створенні цього тексту. Він дуже корисний для правильного розуміння і здійснення на ділі справжнього прохання про прощення, заснованого на об'єктивній відповідальності, яку поділяють усі християни, як члени містичного Тіла і яка спонукає нинішніх вірних спокутувати, поряд із власними гріхами, гріхи християн минулого, у світлі ретельного історичного і теологічного аналізу.»

«Пробачаємо і просимо вибачення! Підносячи хвали Богові за те, що Він у Своїй милосердній любові дав Церкві зібрати рясні жнива святості, місіонерського завзяття, повної посвяти себе Христу і ближньому, ми не можемо не визнати, що деякі з наших братів відхилялися від Євангелія, особливо в другому тисячолітті (виділення моє. – А. Б.). Просимо вибачення за ті поділи, що відбулися між християнами, за методи насильства, які використовували деякі при служінні істині, і за недовіру і ворожість, яка часом проявлялися по відношенню до послідовників інших релігій.
Ще більше підстав у нас визнавати нашу відповідальність як християн за біди сьогоднішнього дня. Стикаючись з атеїзмом, байдужістю до релігії, з етичним релятивізмом, з порушеннями права на життя, з байдужістю до бідності багатьох країн, ми не можемо не задаватися питанням, наскільки велика наша відповідальність за все це.
Відчуваючи частку відповідальності, яку кожен з нас, залежно від своєї поведінки, несе за всі ці біди, ми смиренно просимо вибачення.

У той же час, визнаючи свою провину, ми прощаємо провини інших стосовно нас. Безліч разів в історії християни піддавалися утискам, насильству, переслідуванням за віру. Як прощали жертви тих гонінь, так прощаємо і ми. Церква сьогодні, як і завжди, бачить свій обов'язок у тому, щоб очищати пам'ять про ці сумні обставини від усякого почуття образи чи помсти. Ювілей стає для всіх сприятливою можливістю звернутися всією душею до Євангелія. З прийняття прощення Божого народжується прагнення пробачити братів своїх і досягти взаємного примирення».

Повний текст Документу «Пам'ять і примирення: Церква і гріхи минулого», складений Міжнародної богословською комісією у 1999 році, на який посилається Папа досі не перекладено навіть російською. Оригінал можна віднайти сайті Ватикану за посиланням:
http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/cti_documents/rc_con_cfaith_doc_20000307_memory-reconc-itc_en.html

NB! Про Інквізицію в цілому Папа Римський Йоан Павло ІІ не згадав у виступі жодним словом.

Інквізиція була механізмом для переслідування вчених

Досі в підручниках наводиться приклад того, як Церква спалила Джордано Бруно за наукові уявлення про множинність світів. Вивчення документів інквізиції показує, що Бруно був заарештований за святотатство. Він звинувачувався перш за все в тому, що виступив проти авторитету Церкви, вважав Ісуса Христа і апостолів магами, говорив, що і сам міг здійснювати такі ж дива та ін.. Питання про множинність світів стояли в протоколах допитів лише починаючи з 83-го номера. При цьому, інквізицію цікавила не сама ідея множинності світів, а її богословський контекст. Бруно стверджував, що Бог не може існувати без світу, тому повинен постійно творити нові світи для самоствердження. Ідея ж багатьох світів у чистому вигляді була відома Церкві і не викликала засудження. Вона висувалася за 200 років до Д. Бруно кардиналом Миколою Орезмським і за 100 років кардиналом Миколою Кузанським. У наявності не антагонізм релігії і науки, а просто покарання єретика всередині Церкви, оскільки Бруно був католицьким священиком.

А що ж пишуть стосовно Інквізиції сучасні Католицькі автори?

Вони є і це добре. І досліди їх можна знайти у Інтернеті у перекладі російською мовою… Взагалі, як я зрозумів, дивлячись на коментарі до статей та повідомлення на форумах, мовне питання для католиків України є досить актуальним та важливим. Щоправда, порох витрачається переважно на боротьбу з полонізмати та русизмами. Тож, повторююсь, ЖОДНА з присвячених Інквізиції розвідок католицьких дослідників на українську мову не перекладена. Тому для двомовних українських католиків залишається користуватись російськими (чи польськими) перекладами. Пропоную до уваги уривки цих дослідів у перекладі на російську з посиланням на сайти, де вони містяться.

 

Д-р Джеймс Хичкок «Инквизиция»

 

(http://www.unavoce.ru/library/hitchcock_inquisition.html)

Доктор Джеймс Хичкок (James Hitchcock) – популярный автор, пишущий на многие темы, профессор истории в Университете Сент-Луиса и член Консультативного совета Центра ресурсов для католического образования.

Вопрос об Инквизиции хорошо иллюстрирует один из парадоксов «информационного века»: доступность верной информации о каком-либо предмете ни в коей мере не гарантирует ее влияния на общественное восприятие.

Одно только слово – «Инквизиция» – и образ уже стоит перед глазами. Принято считать, что это была пародия на следствие и суд, что инквизиторы были фанатиками, причем скорее всего – сумасшедшими, пристрастившимися ко вкусу крови, и что они пытками выбивали из ни в чем не повинных людей ложные признания, а потом отправляли их на костер.

Современная историография Инквизиции, созданная по большей части некатолическими авторами, создала внимательный, относительно точный и, в общем, довольно умеренный ее образ. Среди важных трудов в этой области можно назвать «Инквизицию» Эдварда Петерса, «Римскую Инквизицию и Венецию» Пола Ф. Грендлера, «Преследование ереси» Джона Теденчи и «Испанскую Инквизицию» Генри Кэмена.

Вот выводы, к которым они приходят:

• Инквизиторы обычно были профессиональными легистами и бюрократами, строго руководствовавшимися установленными процедурными правилами, а не какими-либо личными чувствами.

• Правила эти сами по себе не были несправедливы. Они требовали наличия доказательств, позволяли обвиняемому защищаться и изымали из употребления сомнительные свидетельства.

• Таким образом, в большинстве случаев вердикт трибунала был справедлив, то есть соответствовал доказательствам.

• Многие дела прекращались на той или иной стадии, поскольку инквизиторы убеждались в несостоятельности доказательств.

• Пытки использовались лишь в незначительном числе случаев и дозволялись лишь в случаях, когда наличествовали убедительные доказательства того, что обвиняемый лжет. В ряде случаев (например, в исследованиях, проведенных Карло Гинзбургом в итальянской местности Флиулия) свидетельств о применении пыток нет вовсе.

• Лишь небольшой процент осужденных подвергался смертной казни (в каждом конкретном регионе он колебался в пределах не более двух или трех на сотню). Гораздо чаще приговор состоял в пожизненном заключении, нередко смягчавшемся по прошествии нескольких лет. Наиболее распространенным наказанием было публичное покаяние в той или иной форме.

• Особенно преувеличивается число жертв «кошмарной» испанской Инквизиции. Она преследовала не миллионы людей, как часто приходится слышать, а примерно 44 тысячи (с 1540 по 1700 гг.), из которых казнено было менее двух процентов.

• Знаменитый случай Жанны д'Арк связан с многочисленными нарушениями процедуры, а сам процесс был подстроен ее политическими врагами, англичанами. Когда несколько лет спустя был проведен повторный, без нарушений, процесс, инквизиторы посмертно оправдали ее.

• Хотя Инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI в. римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

Инквизиция давно уже стала bête noir (предметом ненависти) практически для всех врагов Церкви, например, для европейских антиклерикалов. Но особенно сильны мифы о ней в англоязычных странах, в том числе в Америке.

Во многом «благодарить» за это надо Джона Фокса с его «Деяниями и памятниками» (Acts and Monuments), которые часто называют еще «Книгой мучеников». Вот уже сотни лет это стандартный учебник для преданных протестантов, наряду с Библией и книгами Джона Буньяна. Фокс, живший в елизаветинскую эпоху, в подробностях рассказывает бесчисленные истории о протестантских мучениках, особенно – во времена королевы Марии. Забавно, учитывая то, для каких целей это произведение обычно используется, что преследование Марией протестантов не имело никакого отношения к Инквизиции, поскольку последняя в Англии попросту не существовала.

Но ненависть англоязычного мира к Инквизиции проистекает еще и из того, что юридическая система, которая в ней применялась, незнакома ему. Слово «Инквизиция» означает «исследование», что само по себе едва ли звучит зловеще. Но большинство юридических систем континентальной Европы, в отличие от английской, были основаны на Римском праве: они не состязательны, и функции суда в них сводятся не к нейтральному взиранию на борьбу обвинения и защиты, а к выяснению истины.

В книге Фокса, как и в других протестантских писаниях об Инквизиции, игнорируется тот факт, что не одни только католики занимались преследованием по религиозным мотивам. Еретиков сжигала и Елизавета I, и ее наследник Иаков I, и власти практически любого протестантского государства в Европе вплоть до середины XVII столетия. Инквизиция отличалась лишь тем, что благодаря ей этот процесс был хорошо организован и, по меньшей мере теоретически, поставлен на единую основу во всей Церкви, тогда как у протестантов преследование ереси происходило обычно хаотически и зависело в первую очередь от местных условий.

Просвещение, как все хорошо знают, осудило религиозные гонения, и в XVIII веке в Западной Европе они, в своей традиционной форме, прекратились. Но Просвещение же породило в ходе Французской революции Комитеты общественной безопасности, и ирония истории состоит в том, что вот как раз они-то вполне соответствовали тем стереотипам, которые люди часто имеют об Инквизиции – это были судилища, управляемые нередко психически неуравновешенными фанатиками, и там людей действительно приговаривали скопом, не разбирая, кто прав, кто виноват. Если бы Комитеты общественной безопасности функционировали так же долго, как Инквизиция, их жертвам буквально не было бы числа.

Однако должна Инквизиция и перестать быть тем мифом и лозунгом, которым была так долго. Почему бы нам теперь не назвать жестокий и неправедный суд, скажем, комитетским?

 

Лучио Брунелли «Черная легенда в свете фактов»

http://www.apologia.ru/inqui-05.htm

Инквизиция, костры, пытки, охота на ведьм – один из наиболее часто обсуждаемых моментов истории Церкви, конек антиклерикального секуляризма. Ватиканский симпозиум пересмотрел эти факты и позволил дать объективную оценку многим расхожим представлениям.

Мы слышим слова: «Священная инквизиция», — и воображение заполняется призрачными образами: признания, вырванные жестокими пытками у десятков, сотней и тысяч ведьм и колдунов, пламя, охватывающее еретиков под удовлетворенными взглядами бессердечных церковников. Само выражение «охота на ведьм», другой сомнительный вид деятельности, которым занимались трибуналы веры, позднее в повседневном языке стало синонимом слепого и беспорядочного преследования, основанного только на подозрении или, еще хуже, на предрассудках… Трудно, конечно, утверждать, что такое количество образов, такое количество фактов или преступлений есть просто черная легенда, миф, придуманный постфактум искусством и секуляристско-масонской историографией для того, чтобы очернить Церковь. С глубокой убежденностью, несмотря на нерешительность многих кардиналов, Папа вновь попросил прощения за «принятие некоторыми сынами Церкви, особенно в некоторые периоды ее истории, методов нетерпимости и даже жестокости в служении истине».

В 80-х годах теолог Ганс Кюнг говорил о девяти миллионах ведьм (девяти миллионах!), которые преследовались и были сожжены Церковью (это более кровавый геноцид, чем тот, что устроили нацисты в прошлом веке по отношению к евреям). Но светские эксперты, к которым обратился Папа, существенно опровергли оценки Кюнга. Преследования ведьм были весьма распространенным явлением, но речь идет не о миллионах, а о нескольких тысячах случаев. Еще более красноречивый факт: протестантские страны по сравнению с католическими были гораздо более суровы в отношении женщин, обвиняемых в занятиях магией или общении с демонами. Для сравнения: осужденных ведьм было в Италии тысяча человек на тридцать миллионов жителей, во Франции – около четырех тысяч на двадцать миллионов, в Германии — двадцать пять тысяч на шестьдесят миллионов. Так рушится распространенное представление, милое либеральной итальянской мысли, согласно которому лютеранский протестантизм превосходил католицизм в том, что касается гарантии индивидуальных прав. На самом деле, Католической Церкви в скандинавских странах часто приходилось пересекать беспорядочные обвинения или случаи самосуда, выражение атавистических и языческих страхов по отношению к людям, подозреваемым в наведении порчи.

В общем, исследование показало, что количество смертных приговоров, вынесенных трибуналами Инквизиции, намного меньше, чем принято считать. Профессор Агостино Борромео заявил: «К пыткам и смертной казни прибегали не так часто, как считалось долгое время; смертные приговоры, выносимые инквизицией, были гораздо менее частотными, чем приговоры любого государственного суда». Поэтому не только протестанты были суровее католиков, но и гражданское правосудие было гораздо более жестким, чем пресловутое правосудие религиозное. Число осужденных Инквизицией на сожжение исчисляется «сотнями против ста тысяч осужденных светскими судами».

 

Проф. Томас Мэдден «Правда об Испанской Инквизиции»


http://www.unavoce.ru/library/madden_inquisition.html

Один из самых устойчивых мифов об Инквизиции гласит, что она была репрессивным инструментом, навязанным не желавшим того европейцам жадной до власти Церковью. Нет ничего более далекого от истины. На самом деле Инквизиция несла порядок, справедливость и сострадание в противовес безудержным преследованиям еретиков со стороны светских властей и народных масс. Когда жители деревни окружали подозреваемого в ереси и тащили его к местному лорду – как было его судить? Как мог неграмотный мирянин определить, являются ли убеждения обвиняемого еретическими или нет? Как надо было заслушивать и проверять показания свидетелей? Средневековая Инквизиция появилась в 1184 г., когда Папа Луций III разослал епископам Европы список ересей и повелел принимать активное участие в определении того, действительно ли обвиняемые в ереси виновны. Вместо того, чтобы полагаться на мирские суды, местных сеньоров или просто на толпу, епископы должны были обеспечить то, чтобы обвиняемые в ереси в их епархиях бывали допрошены квалифицированными церковными деятелями с использованием римского доказательственного права. Иными словами, они должны были проводить «исследование» (лат. inquisitio) – отсюда и слово «Инквизиция».

С точки зрения светских властей еретики были предателями Бога и короля, а значит – заслуживали смерти. С точки же зрения Церкви еретики являлись заблудшими овцами, отошедшими от стада. Будучи пастырями, Папа и епископы обязаны были вернуть этих овец в состав паствы, как заповедал им Добрый Пастырь. Итак, мирские властители Средневековья стремились ограждать свои королевства, а Церковь старалась спасать души. Инквизиция предоставляла еретикам возможность избежать смерти и вернуться в общество.

Большинство тех, кого средневековая Инквизиция обвиняла в ереси, либо были оправданы, либо приведение приговора в исполнение откладывалось. Тем, кого находили виновными в серьезном заблуждении, позволялось исповедать свой грех, совершить покаяние и вновь стать членами Тела Христова. Основной посылкой Инквизиции было то, что еретики, подобно потерявшимся овцам, просто ошиблись дорогой. Если же, однако, инквизитор определял, что та или иная конкретная овца нарочно отошла от стада из-за враждебности к нему, сделать больше ничего было нельзя. Нераскаявшиеся или упрямые еретики отлучались от Церкви и передавались светским властям. Несмотря на популярный миф, Церковь не жгла еретиков. Это светские правители считали ересь преступлением, караемым смертной казнью. Простой же факт в том, что средневековая Инквизиция спасла тысячи невинных (и даже не совсем невинных) людей, которых иначе поджарили бы на костре мирские сеньоры или растерзала бы толпа. К XIV веку Инквизиция представляла собой наилучшую из имевшихся в наличии юридических систем. Ее официальные лица имели университетское образование в области юриспруденции и богословия. Процедуры были аналогичны тем, что употреблялись в светском следствии (оно называлось тем же словом – inquisitio). После реформы у испанской Инквизиции было мало критиков. Укомплектованная хорошо образованными профессионалами-юристами, она стала одним из самых эффективных и милосердных судебных органов Европы. Не было в Европе крупного суда, который казнил бы людей меньше, чем испанская Инквизиция. Ведь то было время, когда в Лондоне каралось смертью повреждение кустов в публичном саду. Казни были повседневными событиями по всей Европе. Но с испанской Инквизицией дело обстояло иначе. За 350 лет ее существования она отправила на костер всего около 4 тысяч человек. Сравните это с охотой на ведьм, бушевавшей по остальной католической и протестантской Европе, когда сожжено было 60 тысяч человек, преимущественно женщин. Испания была избавлена от этой истерии ровно потому, что на границе страны ее остановила испанская Инквизиция. Когда на севере Испании появились первые обвинения в ведовстве, Инквизиция направила туда своих людей для расследования. Эти образованные легисты не нашли достоверных доказательств существования ведьмовских шабашей, черной магии или жареных младенцев. Было также замечено, что те, кто признавался в ведовстве, удивительным образом оказывались неспособны пролететь через замочную скважину. В те годы, когда европейцы радостно бросали женщин на костры, испанская Инквизицяи захлопнула дверь перед этим безумием. (Кстати, Римская Инквизиция тоже не позволила ведьмовским фантазиям заразить Италию).

А как же темные подземелья и пыточные камеры? Конечно, у испанской Инквизиции были тюрьмы. Но не особенно темные и не похожие на склепы. Что касается тюрем, многие считали их лучшими в Европе. Бывали даже случаи, когда преступники в Испании нарочно богохульствовали, чтобы только их перевели в инквизиционную тюрьму. Как и все суды Европы, испанская Инквизиция применяла пытки. Но делала она это гораздо реже, чем другие суды. Современные исследователи обнаружили, что испанская Инквизиция употребляла пытки лишь в двух процентах рассматриваемых дел. Каждый раз продолжительность пытки была ограничена 15 минутами. Дважды пытка применялась только в одном проценте случаев, а трижды – никогда.

Протестантская пропаганда, метившая в испанскую Инквизицию, обильно черпала из «черной легенды». Но были у нее и другие источники. С самого начала Реформации протестантам было нелегко объяснить 15-вековой разрыв между тем, как Христос основал Свою Церковь, и тем, как появились протестантские общины. Католики, само собой, указывали на эту сложность, обвиняя протестантов в том, что те создают новую церковь, отдельную от Церкви Христовой. Протестанты же отвечали, что их церковь и есть та, что основал Христос, но только католичество загнало ее в подполье. Как Римская империя преследовала христиан, так и ее преемница, Римская Католическая Церковь, продолжала гонения на них на протяжении всего Средневековья. К сожалению, протестантов в Средневековье не существовало, но протестантские авторы все равно находили их под видом различных средневековых ересей. (Они ведь были подпольными, верно?)

В этом свете средневековая Инквизиция оказывалась не чем иным, как попыткой сокрушить тайную истинную церковь. Инквизиция же испанская, действовавшая до сих пор и весьма эффективно не допускавшая протестантов в Испанию, была для протестантских писателей лишь новейшей версией этих гонений. Смешав это в любых пропорциях с «черной легендой», вы получите все необходимое, чтобы производить на свет трактат за трактатом о жестокой и подлой испанской Инквизиции.

 

Витторио Мессори «Черные страницы истории Церкви»


http://krotov.info/history/19/messori/mess_00.html

Подвергался ли Галилей пыткам? Был ли он заключен в тюрьму инквизицией? Был ли брошен в костер? Эти вопросы вызвали шоковое состояние у опрошенных студентов из европейских стран. Галилео ни одного дня не находился в тюрьме и не страдал физически . Более того, был вызван в Рим для процесса, где проживал за счет Святого Престола в пяти комнатной квартире с видом на ватиканские сады и имел слугу. После вынесения приговора, его поселили на роскошной вилле в Пинчо, откуда «приговоренный» был приглашен во дворец архиепископа в Сиене, одного из достопочтенных церковных сановников, который поддерживал дружеские отношения с ним и помогал ему и которому Галилей посвятил свои сочинения. Наконец поселился на вилле Арцетри с выразительным названием «Il gioiello».

Он не потерял уважения ни со стороны епископов, ни со стороны ученых – отчасти монахов. Ему не запрещалось в дальнейшем вести научные исследования, чем он и воспользовался, а затем опубликовал книгу «Discorsi e dimostrazioni sopra due nuove scienze», которая явилась его исключительной научной работой. Ему не запрещено было принимать гостей, благодаря чему его посещали лучшие друзья со всей Европы и вели дискуссии. Немедленно был отменен приказ о невыезде. Он обязан был делать только одно: раз в неделю произносить семь покаянных псалмов. И даже это «наказание» по истечении трех лет было отменено, хотя он считал себя глубоко верующим человеком и в течение всей своей продолжительной жизни, признанный папой, добровольно читал их.

Он умер в возрасте 78 лет, на своей постели, полностью прощенный и благословенный папой. Это случилось 8 января 1642 года, спустя девять лет после «осуждения». Одна из его дочерей, монахиня, запомнила его последнее слово. Он произнес: «Иисус!».

Сам же Коперник с энтузиазмом был принят в Риме и избран членом папской академии сразу после его первых работ, имеющих тенденцию к гелиоцентрической системе.

Совсем другой была реакция Лютера на первые донесения о коперниканском тезисе: «Люди слушают новомодного астролога, который тщится доказать, что вращается Земля, а не небесная твердь. Кто желает показать свой ум, тот изобретает какую-нибудь новую систему. Этот Коперник своей глупостью хочет перевернуть всю науку астрологию». Даже Меланхтон, главный богословский сотрудник монаха Мартина Лютера, человек вообще-то уравновешенный, оказался столь же категоричным и заявил: «Не потерпим подобных фантазий!»

Лютер неоднократно повторял: «Тот, кто утверждает, что Земле более шести тысяч лет, перестает быть христианином».

 

Эдвард О'Браен «Новый взгляд на Испанскую Инквизицию»

http://www.apologia.ru/inqui-02.htm

9 июня 1995 г. в эфир вышел документальный фильм, снятый Би-Би-Си. Телеканалы часто несут всякий вздор о Церкви, но на сей раз было иначе. Испанские ученые, исследовавшие при помощи компьютеров оригинальные записи, принадлежащие перу служителей Инквизиции, показали, что у Инквизиции не было ни возможности, ни желания властвовать над Испанией.

Историки, давшие интервью создателям фильма, говорят, что в XVI веке четверо из каждых пяти испанцев жили в сельской местности, вдали от городов, где действовала Инквизиция. Средства передвижения были тогда, по нашем меркам, примитивны. Для проведения допросов по делам, связанным с обвинениями в ереси, инквизиторам приходилось путешествовать по всей стране. Однако зимой дороги приходили в негодность, а летом стояла удушающая жара. Инквизиторы – университетские легисты, привыкшие к городскому комфорту – покидали города с большой неохотой. Кроме того, средний испанский крестьянин не задавался тонкими вопросами богословия: он больше заботился о том, чтобы не умереть от голода. Ереси возникали нечасто. А настоятель деревенского прихода, когда ему сообщали, что инквизиторы наконец собрались нанести визит в его края, наставлял свою паству – никого не обвинять, говорить как можно меньше, чтобы они поскорей убрались восвояси. Да, на мрачные легенды непохоже, – но это правда. Весь тон фильма, снятого Би-Би-Си, был хладнокровен, прям, небросок. Факты излагались в убедительно-современной манере.

Важнейшее обстоятельство, замеченное испанскими учеными, это то, что церковные инквизиционные трибуналы были одновременно и справедливее, и гуманнее, нежели гражданские и религиозные суды где-либо еще в Европе того времени. Зная это, заключенные светских тюрем Испании порой начинали богохульствовать, чтобы их передали в руки Инквизиции – там условия содержания были мягче.

Современные испанские ученые указывают на то, что в других странах с еретиками обходились хуже, чем в Испании. Под властью протестантского режима страшно страдали католики Англии. Американский историк Уильям Т. Уолш (Walsh) пишет: «В Британии было сожжено за ведовство 30 000 человек; в протестантской Германии – 100 000». Жестокой смерти предавали обвиненных в ведовстве и в Шотландии. Карл Китинг (Keating) приводит такую цитату: «Общеизвестно, что вера в справедливость наказания ереси смертью была столь широко распространена среди реформаторов XVI столетия – Лютера, Цвингли, Кальвина и их последователей – что можно сказать, что они пришли к терпимости лишь тогда, когда лишились власти». Любители «черной легенды», слыша об этом, зажимают уши.

Католикам, желающим узнать, какова на самом деле была историческая Инквизиция, полезно было бы почитать и Уошла, и Китинга. Оба автора принадлежат к Католической Церкви, но ни тот, ни другой не пытается обелить испанскую Инквизицию. Злоупотребления существовали. Случаи жестокости, травли, личной мести – были. И странно было бы, если бы в человеческом учреждении, проработавшем столько лет, их не нашлось. В фильме, снятом Би-Би-Си, рассказывается и о применении пыток; но пытка не могла длиться дольше 15 минут, не могла дважды применяться к одному и тому же человеку. А Уолш добавляет, что для применения пытки необходимо было присутствие врача, по приказу которого она немедленно прекращалась. Имелись и другие меры предосторожности.

ля тех, кто хочет иметь возможность защищать Церковь против этих обвинений, у нас есть и другая информация. Например, Китинг указывает, что под названием Инквизиции существовало три института: средневековая Инквизиция была основана в 1184 г. и сошла на нет с исчезновением ереси катаров, Римская Инквизиция возникла в 1542 и была «наименее активной и самой мягкосердечной», а у испанской – «самая дурная репутация» из всех. Римский трибунал судил Галилея – тот не был подвергнут пыткам, а находился под домашним арестом, и в конце концов умер в своей постели, получая… папскую пенсию!

Инквизиции никогда не было в Англии, в Скандинавии, в северных и восточных частях Европы. О ее существовании в Ирландии и Шотландии нам также ничего не известно. И это очень много значит: хотя в средневековье Католическая Церковь в этих краях процветала, Инквизиция ей там не требовалась. Средневековое католичество – не синоним церковных трибуналов.

Ось і все…

Висновки з цього огляду робитимемо самі. Невже не досить мовчати та з соромом опускати очі?

 

Повна або часткова републікація тексту без письмової згоди редакції забороняється і вважається порушенням авторських прав.
Збір на існування CREDO
Зібрано Залишилося зібрати
11278грн
67817грн
Потрібно зібрати
79095грн
Залишилося
10днів
Розмістити цей блок в себе на сайті

Інші статті за темами

СЮЖЕТ

апологія

ПЕРСОНА

МІСЦЕ

← Натисни «Подобається», аби читати CREDO в Facebook

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

ПІДТРИМАЙТЕ CREDO
Шановні читачі, CREDO — некомерційна структура, що живе на пожертви добродіїв. Ми з вдячністю приймемо Вашу допомогу. Ваші гроші йдуть на оплату сервера, роботу веб-майстра та гонорари фахівців. Переказ через ПриватБанк: Пожертвування можна переказати за такими банківськими реквізитами:

5168 7427 0591 5506

Благодійний внесок ПРИЗНАЧЕННЯ ПЛАТЕЖУ: Добровільна пожертва на здійснення діяльності часопису CREDO.

Інші способи підтримати CREDO: (Натиснути на цей напис)

Щиро дякуємо читачам за жертовність усім, хто нас підтримує!
Підпишіться на розсилку
Кожного дня ми надсилатимемо вам листи з найважливішими та найцікавішими новинами.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: